Закрыть ... [X]

Стих делится на

СТИХОТВОРЕНИЕ — основной тип поэтического в тесном смысле этого слова, т.-е. облеченного в стихотворную форму, словесно — художественного произведения. Размеры стихотворения обычно невелики, в среднем около двадцати строк, что и отличает его, как от всех видов художественной прозы, так и от поэмы, стихотворной идиллии и проч. Самым простым, элементарным в композиционном отношении видом стихотворения является дистих, двустишие (таковы, например, образованные соединением гекзаметра и пентаметра античные эпиграммы, равно как подражания им некоторых новых авторов, у нас Пушкина, Дельвига и др.). Правда, мыслимо и стихотворение, состоящее всего из одной строки (напр., известное Брюсовекое «о, закрой свои бледные ноги»), равно как попадаются и огромные стихотворения в несколько сотен стихов (например, у наших поэтов-классиков конца XVIII в.. Кирша Данилов в своем известном сборнике «Древне-российских стихотворений» распространял, неправильно с точки зрения позднейшей науки, термин стихотворения и на былину). Содержание стихотворения чаще всего подсказывается лирическим переживанием, однако, оно способно вмещать в себя и успешно разрабатывать начала и эпоса (напр., баллады немецких романтиков, у нас Жуковского) и драмы, со всеми признаками присущими этой последней до диалога включительно (напр., стихотворные пьесы Шиллера Hector’s Abschied, Брюсова «Орфей и Эвридика» и др.). Мало того, в лучших образцах являясь наиболее полным и чистым торжеством художественно — воплощенного слова, слова, как такового (например, у нас многие стихи Пушкина), стихотворение в то же время из всех литературных форм наиболее доступно для попыток художественного синкретизма — проникновения в области других искусств — живописи (напр., некоторые стихи Тютчева, метко называемые современной ему критикой «пейзажами в стихах», творчество А. Майкова, Т. Готье и др.) и, в особенности, музыки, в таких произведениях, как Romances sans paroles Верлэна (в особенности его же пьеса Les sanglots longs), у нас в мелодиях Фета, неуловимо приближаясь к этой последней, в песне, романсе, вовсе сливаясь с нею. В силу своей большой гибкости и емкости форма стихотворения в истории поэзии подверглась многообразному развитию и чрезвычайно сложной и дробной дифференциации, разбившись на целый ряд видов и подвидов, из которых каждый получил свое особое название. Так, в зависимости от своего содержания и психологического тона стихотворения делятся на гимны, оды, ямбы, элегии, думы, антологические стихи и т. д. (см. все эти слова), по своей строфико-композиционной структуре на терцины, стансы, риторнели, секстины, октавы, канцоны, децимы, рондели, рондо, триолеты, сонеты со всеми их многочисленными вариациями (в венке сонетов — форме, снова усиленно культивируемой в наши дни — имеем, кстати, пример соединения пятнадцати отдельных стихотворений в некое новое композиционное целое, их объемлющее и представляющее собою нечто среднее между стихотворением и поэмой), газелы, всевозможные прикладные формы, как акростих, палиндромы, шарада и т. д. и т. д. (см. все эти слова). Наконец, должно упомянуть еще попытки некоторых авторов внести форму стихотворений в область ритмической прозы. Таковы, напр., Petites poèmes en prose Бодлэра, у нас стихотворения в прозе Тургенева.

Д. Благой.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Стих Википедия Конкурсы для воспитателей список

Стих делится на Стих делится на Стих делится на Стих делится на Стих делится на Стих делится на Стих делится на

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ